Функциональная асимметрия головного мозга человека



(При написании этого раздела использованы материалы статьи В. Л. Деглина Курьер ЮНЕСКО, 1976, № 2.) Мозг человека симметричный, то есть его правая и левая половины однотипные как по составу и числу отдельных элементов, так и по общей строении. Несмотря на это, правое и левое полушария имеют неодинаковые функции, управляющие различными видами деятельности (рис. 3). К этому выводу невропатологи пришли давно, наблюдая за очаговыми поражениями мозга человека.

Рис. 3. Функциональная асимметрия головного мозга человека:

А - функции правого и левого полушарий; Б - воспроизведение изображений креста и куба человеком с «расщепленным мозгом» левой и

Г - правой рукой;

В - правильное изображение. Рисунок, сделанный левой рукой (под контролем правого полушария), значительно удачнее изображение, сделанное правой рукой (контролируемой левой, «гностической» полушарием).

В начале XX в. неврологи стали связывать с деятельностью левого полушария речевую функцию, а также все высшие функции нервной системы - интеллект, сложные формы восприятия и деятельности. Поэтому левое полушарие стали считать доминантным в психической деятельности человека.

Правое полушарие долгое время считалась второстепенной, подчиненной левой, обслуживающей ее и получила название «малой», или субдоминантного, полушария. Однако к началу 50-х годов XX в. были открыты специфические функции правого полушария. Оказалось, что оно вносит свой существенный вклад в нервную деятельность, и постепенно традиционное представление о доминировании одного полушария изменилось представлениями о функциональной специализации каждой из них.

Существует много экспериментально-психологических доказательств функциональной специализации правого полушария для выполнения сложных пространственных функций. Преимущество правого полушария в восприятии удается обнаружить, если определяются пороги познания зрительных стимулов сложной конфигурации, не образуют какой-либо геометрической фигуры, которую можно было бы вербализувати, то есть обозначить словом.

Психологические исследования на людях с расщепленным мозгом показали, что правое полушарие способно воспринимать и различать отдельные слова и понимать основные логические связи между ними без возможности их произнесения и осознание (М. Газзанигга, 1974). Итак, правое полушарие может выполнять функции гностические и эмоциональные. В ней осуществляется синтез ощущений различных модальностей в конкретные образы, проводится их эмоциональная оценка, возникает пространственное восприятие конкретных образов.

Что касается левого полушария, то она выполняет прежде всего речевые функции, отвечает за понятийное мышление. Конечно доминантность одного из полушарий является одной из важных характеристик личности, например доминирование правого полушария связывается с повышенной эмоциональностью субъекта (В. В. Суворова, 1975).

Левое полушарие более приспособлена к аналитической деятельности и операций с последовательностями сигналов, а правая-к синтезу и ассоциативной деятельности. Эта специализация полушарий обусловлена ​​внутренними закономерностями разумной деятельности как таковой. Одной из таких закономерностей является необходимость одновременного участия двух независимых способов обработки сигналов: их восприятие в виде единой структуры и их поэлементный анализ. Опыты показали, что при восприятии сигналов различного типа и разной модальности именно левое полушарие осуществляет их поэлементный анализ. Такая специализация левого полушария увеличивается в ходе онтогенеза и в частности в процессе становления речи (Т. Бивер, 1975).

Доминирование левого полушария наблюдается у детей на ранних этапах развития языка. Однако в период становления речи обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями; доминантность левого полушария формируется по мере освоения языка, способствует речевому развитию (М. Кинсборн, 1975).

У мальчиков уже в 6 лет правое полушарие начинает играть ведущую роль в функции ориентации в пространстве, а у девочек такого доминирования НЕ

наблюдается даже в 13 лет. Итак, у мальчиков более четкая специализация полушарий и существуют определенные половые различия между нервными механизмами познавательного процесса, сохраняются в течение достаточно длительного периода онтогенеза (С. Вительсон, 1976).

Один из методов изучения функциональной асимметрии мозга человека связан с электросудорожной терапией (ЭСТ), которая используется уже около 40 лет для лечения некоторых видов психозов. Односторонняя ЭСТ подавляет (на 1 ... 2 г) деятельность только той полушария, над которой расположены электроды. Вторая полушарие, судя по записи ЭЭГ и контакта с испытуемым, остается активной.

Этот метод дает возможность наблюдать эффекты включения одного из полушарий в той же человека. Можно сравнить обычное поведение человека с его поведением в «одноппивкульному состоянии» и понаблюдать, как меняется поведение после исключения данной полушария.

Какая же психическая деятельность человека, в которой функционирует только одно полушарие - правая или левая? (Представлены далее данные касаются только правшей, у левшей будут обратные отношения).

Особенности психической деятельности «левополушарный человека». Первая и главная особенность «левополушарный человека» заключается в том, что у нее сохраняется язык, поскольку левое полушарие - языковая. Она охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, ее словарный запас становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализируются. Она чрезмерно многословен, даже болтливая. Вместе с этим у такого человека улучшается восприятие и чужой речи. Однако, хотя она стала словоохотнее, ее язык теряет выразительность интонации: она монотонная, бесцветная, тусклая. Мало того, меняется и сам голос: он либо приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок, или становится неестественным, что лающим. Такой дефект называется диспросодиею, поскольку интонационно-голосовые компоненты языка называются просодическими. В «левополушарный человека» нарушается также восприятие просодических компонентов речи собеседника.

Она теряет способность понимать значение речевых интонаций, то есть не может сказать, с каким выражением (вопросительным, гневным и т. П.) Произнесенные бессмысленные слоги, не может отличить мужской голос от женского. Все это происходит потому, что просодические компоненты добавляют языке конкретность, образность, чувственное окраску. Речевое сообщение, лишенное этих компонентов, звучит неопределенно, зачастую, непонятно.

«Левополушарный человек» не воспринимает и звуковые образы, неречевые звуки и не может или трудно их познает (например, кашель, смех, храп, хрюканье, грохот прибоя, производственные и транспортные шумы и т. Д). Итак, в «левополушарный человека» развивается своеобразная слуховая агнозия, то есть расстройство восприятия сложных звуковых раздражителей. Это проявляется и в нарушении восприятия музыкальных образов. Она не только узнавать знакомые мелодии, но и не может их напевать, даже если слышит музыку, и предпочитает отстукивать ритм без мелодии.

«Левополушарный человек» пытается своеобразно обойти возникшие перед ней трудности: она начинает классифицировать звуковые образы, то есть вместо того чтобы сказать «это лай», «это смех», она говорит «это зверь», «это человек» и т.п.

Неполноценность образного восприятия наблюдается и в зрительной сфере. Если «левополушарный человеку» предложить подобрать пары одинаковых фигур - треугольников и квадратов, разбитых на окрашенные или заштрихованы сектора, она не может справиться с задачей и подобрать пары фигур, несмотря на бесчисленные перестановки. Таким образом, «левополушарный человек» оказывается беспомощной при выполнении задач, требующих ориентировки в наглядной, образной ситуации с учетом конкретных признаков объектов.

Особый интерес представляет поведение «левополушарный человека» в ситуации, где ей предоставлена ​​свобода выбора, возможность по своему усмотрению оперировать наглядными или абстрактными признаками раздражителей. Так, например, перед ней кладут четыре карточки, на которых написаны цифры «5», «V», «10», «X», и просят разложить эти карточки на две группы, положив «одинаковые» вместе. Здесь можно руководствоваться или абстрактной признаку (тогда в одну группу попадут пятерки, а в другую - десятки), или наглядной образной признаку (изображением цифр), и тогда в одну группу попадут арабские, а другую - римские цифры. В обычном состоянии человек, как правило, сомневается и указывает на два равновероятны способы классификации. «Левополушарный человек» не сомневается, она неизменно выбирает абстрактную символическую признак, то есть классифицирует карточки по пятерках и десятках, независимо от их изображения.

Таким образом, в «левополушарный человека» наблюдается определенное расслоение психической деятельности: образное восприятие у нее возбуждено, а абстрактное - облегчено.

Такое расслоение наблюдается и при изучении памяти. В «левополушарный человека» сохранен фонда школьных теоретических сведений, то есть не пострадали знания, приобретенные с помощью слов. В нее также сохраняется возможность запоминания нового словесного материала: она может сразу же после прослушивания повторить ряд слов и надолго их запомнить. Через 2 ... 3 г уже в обычном, «двопивкульному состоянии» она может найти эти слова среди массы различных слов. Однако если ей предложить запомнить не слова, а фигуры неправильной формы, которые невозможно вербализувати, то в памяти «левополушарный человека» образы этих фигур не удерживаются.

Одной из самых впечатляющих изменений психического состояния «левополушарный человека» является смещение в эмоциональной сфере. Настроение такого человека улучшается, она становится более мягкой, приветливее, веселее, оптимистично уверенной в своем быстром лечении.

Таким образом, в «левополушарный человека» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе образного мышления, а сохранились или даже

усилились те виды, которые лежат в основе абстрактного логического мышления. Такое расслоение психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом.

Особенности психической деятельности «правополушарной человека». В «правополушарной человека» языковые возможности резко ограничены: словарный запас невелик и практически в нем нет слов, обозначающих неконкретные понятия, трудно упоминаются названия предметов, особенно тех, которые редко используются, хотя «правополушарным человек» и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Следовательно, она узнает предметы.

Язык «правополушарным человек» понимает плохо, с ней надо говорить короткими, просто построенными фразами. Ее собственная речь также состоит из простых фраз, нередко отдельных слов. Речевая активность «правополушарной человека» резко снижена: она немногословна, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Разговаривать с ней трудно, потому что кратко ответив на один-два вопроса, она замолкает.

В «правополушарной человека» снижена и языковая внимание: когда к ней обращаются, она этого не замечает, приходится специально привлекать ее внимание. Кроме того, порог обнаружения звуков у нее повышенный: она обращает внимание только на громкие слова. В то же время голос ее остается таким же, каким был, есть несмотря на скупость языка, его интонационный рисунок сохраняется. Не нарушается и восприятие просодических компонентов речи: «правополушарным человек» даже лучше, чем в обычном состоянии, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации, легко и быстро узнает на слух различные несловесные звуки и звуковые образы, распознает мелодии и старается их напеть. В отличие от своего «левопивкульного состояния» она теперь воспроизводит мелодии очень точно. Однако, если ее попросить классифицировать звуковые образы, то эта задача будет для нее непосильной.

Таким образом, в «правополушарной человека» ухудшается словесное и выборочно улучшаются все виды образного восприятия. Она легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованы или окрашенные сектора, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Она не имеет затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро замечает дефект изображения. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, она выбирает наглядную шрифтовую признак, а не абстрактную числовую, и объединяет в одну группу римские, в другую арабские цифры.

В «правополушарной человека» своеобразные нарушения памяти. Школьные знания, приобретенные с помощью слов, в значительной мере утрачены. Возбуждено также способность запоминать слова: она не может повторить сразу же после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае повторит 2-3 из 10. У нее только краткосрочная память на слова, через 2 г она этих слов не помнит " помнит и не может найти среди других слов. В то же время образная несловесная память у нее сохранена, поэтому она способна запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.

В эмоциональной сфере в «правополушарной человека» происходит сдвиг в сторону отрицательных эмоций. Настроение ее ухудшается, она становится мрачной, пессимистично оценивает и свое настоящее положение, и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь ее от грустных мыслей и жалоб трудно.

Таким образом, в «правополушарной человека» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.

Два полушария - два вида мышления. По функциональной асимметрией мозга кроется определенный принцип: левое полушарие - база логического мышления, а правая - база конкретного образного мышления. Иными словами, функции каждого полушария представляют собой целостную, законченную систему-аппарат, который обслуживает определенный вид мышления. Согласно каждое полушарие, каждый аппарат имеет собственный набор инструментов - свой язык, свою память, свой эмоциональный тонус.

Отправной точкой учения о функциональной асимметрии человеческого мозга было открытие исключительной роли левого полушария в речевой деятельности. Действительно, словесная речь, то есть «создания» слов и их восприятия, целиком и полностью связано с деятельностью левого полушария, поскольку словесная речь - это система символов, обобщений. Но в языке есть и несловесные средства связи, несловесный носитель информации - интонации и голос, связанный с деятельностью правого полушария. Только в системе интонаций слово или форма находят конкретное значение, адекватное данному моменту и данным обстоятельствам. Равным образом и голос является индивидуальной характеристикой языка. Именно поэтому понятна связь интонационно-голосовых компонентов с правым полушарием: ведь она знает миром конкретных индивидуальных явлений.

Таким образом, и по своему происхождению просодични характеристики языка связаны с деятельностью правого полушария. «Правополушарным язык» по своему эволюционному возрасту старше, древнее «левополушарный». Высокоорганизованные животные, которые ведут стадный образ жизни, используют прежде всего именно модуляции интонаций голоса. Давность этого канала связи проявляется и при формировании речи у ребенка. Было показано, что в лепете младенцев интонации, присущие взрослым, появляются задолго до формирования словесной речи. Кроме того, ребенок начинает раньше понимать интонации, чем слова (Р. Тонкова-Ямпольская).

Итак, в речи человека надо различать два канала связи: словесный, чисто человеческий, эволюционно молодой - левополушарный, и просодический, общий с животными, более древний - правополушарный.

Очень трудно объяснить смещение в эмоциональной сфере в однопивкульних людей. Можно лишь предположить, что за «расхождением» эмоций кроется важная закономерность - более тесная связь абстрактного мышления с положительным эмоциональным тонусом (П. В. Симонов). Экспериментально также доказано, что в процессе подавления жизнедеятельности мозга первыми исчезают положительные

эмоции и последними - отрицательные, а при восстановлении деятельности мозга наблюдается обратная последовательность (Н. Н. Трауготт). Итак, можно считать, что негативные эмоции возникли в процессе эволюции раньше, чем положительные.

В «однопивкульних людей» возникают своеобразные нарушения памяти. Память теснейшим образом связана с текущей психической деятельностью, является непременным участником переработки информации. Очевидно, правополушарным память, то есть память на индивидуальные конкретные явления, также старше левополушарный, словесной памяти. Ведь память на конкретные предметы и явления хорошо развита во многих позвоночных животных. У детей, которые еще не умеют говорить, является образная память. При остром угнетении мозговой деятельности словесная память нарушается раньше, а восстанавливается позже образной. Все это свидетельствует о более древнем происхождении образно-чувственной памяти (И. С. Бериташвили).

Итак, с правым полушарием связаны эволюционно более древние компоненты сложных психических функций-речи, памяти, эмоций. И именно образное мышление раньше абстрактного, словесного. Однако именно функции левого полушария сыграли выдающуюся роль в становлении человека. С известными оговорками можно сказать, что животные обладают двумя «правыми» полушариями, хотя, разумеется, нельзя ставить знак равенства между правым полушарием человека и большими полушариями животных, даже самых высокоорганизованных, как антропоиды и дельфины, у которых также есть межполушарная асимметрия мозга (рис. 4).

Рис. 4. Межполушарная асимметрия электрокортикограммы (ЭКоГ) головного мозга дельфина (по А. Я. супина, Л. М. Мухаметов и др., 1978):

Л-расположение отводящих электродов в коре обоих полушарий; Б, В-ЭКоГ с выраженными дельта-волнами во всех трех отведениях одного полушария при десинхронизации ЭКоГ во всех трех отведениях другого полушария; фрагмент записи В полученный через 1 ч после записи (Б) от тех же электродов. Цифры у ЭКоГ указывают расположение электродов (схема А).

Как же сформировалась эта функциональная асимметрия мозга человека? Каким образом анатомически и функционально симметричный мозг животных превратился в функционально асимметричный мозг человека? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Согласно наиболее распространенной точки зрения, развитие новых функций в левом полушарии (словесной речи и абстрактного мышления) обусловлен ведущей ролью правой руки, контролируемой левым полушарием, в процессе трудовой деятельности.

Какие же последствия мог иметь связь левого полушария с формированием членораздельной речи? Известно, что когда какой-нибудь отдел мозга приобретает новые и более сложные функции, бывшие его функции подавляются, становятся рудиментарными. Очевидно, такой процесс происходил по мере формирования речи. Поэтому унаследованные от животных функции, связанные с образным мышлением, должны были в левом полушарии подавляться. В то же время эволюционировала и правое полушарие. Но ее эволюция была продолжением, совершенствованием тех функций, которые унаследовала правое полушарие от животных предков, - осложнялось и развивалось образное мышление. Так возник своеобразный «перекос» в работе мозга, то есть его функциональная асимметрия, и сформировались два самостоятельных аппараты мышления.

Однако почти у трети людей полушария не имеют четкой функциональной специализации. Это, пожалуй, обусловлено тем, что человеческий мозг достиг лишь начальной ступени функциональной дифференциации полушарий и дальнейшая эволюция мозга заключаться в прогрессивном нарастании их функциональной специализации (В. С. Мосидзе, 1977).

Возможно, что и типологические особенности высшей нервной деятельности человека зависят от того, какой из аппаратов мышления имеет в ней ведущее значение. Люди, относящиеся к «художественного типа», имеют преимущественно «Правополушарное образное мышление», а люди «мыслительного типа» - левопивкульне абстрактное мышление. Конечно преобладание активности одного из полушарий является врожденным, однако, важную роль играют также особенности воспитания и обучения.

Несомненно, что нормальная психическая деятельность человека предполагает совместную работу обоих полушарий, поскольку только одновременная работа их, объединение механизмов образного и абстрактного мышления обеспечивают всесторонний (конкретный и теоретический) охват явлений внешнего мира. Однако не нужно думать, что полушария работают независимо друг от друга. Между ними складываются сложные отношения: с одной стороны, они активно сотрудничают, дополняя друг друга, а с другой стороны, каждое полушарие притормаживает активность другой, заметно по усилению функции каждого полушария в «однопивкульному состоянии» человека.

Подобные взаимоотношения обусловлены разнообразным и меняющимся воздействием внешней среды. Чтобы адекватно реагировать на эти взаимодействия, необходимо то сочетать способности правого и левого полушарий, то максимально использовать способности каждого из них. Реципрокные взаимодействия позволяют всегда иметь наготове резервы, очень точно и тонко балансировать активность полушарий и тем самым соблюдать наиболее выгодного в данный момент соотношение образного и абстрактного мышлений. В целом сложный двуединый характер межполушарных взаимоотношений позволяет оптимизировать психическую деятельность и поведение. Некоторые авторы высказывают мнение о разной нервную организацию полушарий и о двух различных видах сознания в них, в результате взаимодействия которых возникает творчество и символическое мышление.

Литература: Чайченко Г. М. Основы физиологии высшей нервной

деятельности. стр. 221-236.


Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1582 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контекта:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Какая же психическая деятельность человека, в которой функционирует только одно полушарие - правая или левая?
Как же сформировалась эта функциональная асимметрия мозга человека?
Каким образом анатомически и функционально симметричный мозг животных превратился в функционально асимметричный мозг человека?
Какие же последствия мог иметь связь левого полушария с формированием членораздельной речи?